Историческая справка

Сборник
Портрет В.В. Радлова. СПФ АРАН. Разряд X. Оп. 1-Р. Д. 40.

 

«Сборник Музея антропологии и этнографии» был учрежден по инициативе академика В.В. Радлова в 1900 г. как единственное периодическое издание бурно развивающегося в конце XIX – начале XX вв. Музея антропологии и этнографии (МАЭ).

В одном из отчетов МАЭ в начале века можно встретить упоминание, что это издание пришло на смену «Beiträge zur Kenntniss des Russischen Reiches und der angrenzenden Länder Asiens» («Собрания материалов к ближайшему познанию Российской империи и сопряженных стран Азии»), основанного академиком  К.М. Бэром и академиком Г.П.Гельмерсеном еще в 1839 г.

В октябре 1900 г. на заседании Историко-филологического отделения Императорской Академии наук было решено «впредь печатать «Сборник Музея по антропологии и этнографии при Императорской Академии наук»» в количестве 400 экземпляров». В конце 1900 г.


Обложка Сборника Музея по антропологии и этнографии при Императорской Академии наук. Т. I [Вып. 1]

 

Но ещё в феврале 1900 г. по распоряжению Академии наук был издан первый выпуск первого тома, посвященный истории коллекций Музея антропологии и этнографии. Первая часть этого тома имела подзаголовок «Этнографический отдел» и включала публикацию книги, подготовленной многолетним ученым хранителем коллекций музея Ф.К. Руссовым «Beiträge zur Geschichte der Ethnographischen und Anthropologischen Sammlungen der Kaiserlichen Akademie der Wissenschaften zu St.-Petersbürg» [Материалы по истории этнографических и антропологических коллекций Императорской академии наук]. В эту книгу вошла также публикация Инструкции академика Г.Ф. Миллера для адъюнкта И.Э. Фишера «Наставления в том, что следует принимать во внимание при описании народов, особенно сибирских». Вторая часть текста книги посвящена истории антропологических, прежде всего анатомических коллекций Кунсткамеры – Музея антропологии и этнографии. Она состояла из ряда ранее не опубликованных текстов академика К.Э. фон Бэра.

Редакторами первых выпусков «Сборников МАЭ» являлись старший этнограф музея, проф. Л.Я. Штернберг, и хранитель Петровской галереи МАЭ, Э.К. Пекарский. С 1901 по 1916 гг. «Сборник МАЭ» выходил выпусками, с 1901 по 1913 г. было опубликовано шестнадцать выпусков первого тома, с 1913 по 1915 год опубликовано четыре выпуска второго тома, в 1916 г. публиковался Т. III «Сборника МАЭ». Первый выпуск Т. IV, составленный из статей ближайших коллег ко дню 80-летия академика В.В. Радлова, который праздновался в январе 1917 г. был напечатан в 1916 г., а Т. IV, вып. 2 также был посвящен В.В. Радлову, но вышел только в 1925 г. и был уже скорее посвящен памяти великого ученого и директора МАЭ, последовавшей 12 мая 1918 г.

Выпуски томов I-II были заняты в основном публикациям монографий сотрудников МАЭ и их российских и зарубежных коллег, с 3-го тома (включая два выпуска мемориального 4-ого тома они приобрели форму сборников статей.

Вскоре после кончины В. В. Радлова в МАЭ был проведен первый Радловский вечер с участием многих петроградских ученых, этнографов и востоковедов. Помимо прочего, на нем было признано желательным, чтобы в дальнейшем в очередных выпусках «Сборника МАЭ» указывалось, что это издание основано В.В. Радловым. К сожалению, это пожелание не было тогда осуществлено и лишь с Тома LXVI (2019) можно видеть на внутреннем титульном листе слова «Учрежден директором Музея антропологии и этнографии при Императорской Академии наук академиком В. В. Радловым в 1900 г.».

С 1927 по 1930 г. Сборники МАЭ выходили раз в год, как собрание научных и музейных статей сотрудников МАЭ и не имели отдельных названий, кроме обозначения серийного издания и номера тома (тома VI – IX).

С 1930 по 1949 год произошел самый длинный перерыв в издании, возможно, из-за известных событий в истории отечественной этнографии, создания в 1933 г. в Ленинграде Института антропологии, археологии и этнографии АН СССР (с 1937 г. – Институт этнографии АН СССР – ИЭ АН СССР), в состав которого вошел утративший самостоятельность МАЭ. После появления в 1942 г. московской группы Института этнографии во главе с чл.-корр. С.П. Толстовым руководство и головная часть Института этнографии в послевоенные годы были перенесены в Москву и в конце 40-гг XX в. С.П. Толстов принял решение наряду с изданием серийного сборника статей и монографий «Труды института этнографии имени Н.Н.Миклухо-Маклая. Новая серия» (с 1947 г.) и серийного сборника статей «Краткие сообщения института этнографии» (с 1946 г.) возобновить издание «Сборника Музея антропологии и этнографии». Редколлегию возглавил директор института С.П. Толстов, в нее вошли ведущие научный сотрудники Ленинградской части ИЭ АН СССР доктора исторических наук Л.П. Потапов, Н.А. Кисляков, Д.А. Ольдерогге, С.В. Иванов.

Таким образом, очередной (десятый) том «Сборника МАЭ» был опубликован в 1949 г. В дальнейшем «Сборник МАЭ» выходил практически ежегодно, причем ответственный редактор и редакционная коллегия не менялась вплоть до начала 1960-х годов.  С 1963 по 1974 гг. главный редактор Л.П. Потапов. После этого редакторами этого серийного издания были Д.А. Ольдерогге, Р.Ф. Итс, А.С. Мыльников.

До XXI тома (в 1949 – 1963 гг.) Сборники МАЭ не имели названия и состояли из статей этнографов, антропологов и археологов (в основном сотрудников Лен.части ИЭ АН СССР – МАЭ).

После выхода, специально посвященного 250-летию Кунсткамеры, Сборника МАЭ, Т. XXII в 1964 году было принято решение «переформатировать» это продолжающееся серийное издание.

С этого времени, за редким исключением, сборники имели четко выраженный региональный или тематический характер и были посвящены изучению и описанию коллекций МАЭ. См. например, «Культура и быт народов Америки (т.XXIV, 1967), «Культура народов Австралии и Океании» (Т. XXX, 1974), «Материальная культура и мифология» (т. XXXVII, 1981), «Памятники культуры народов Европы и европейской части СССР» (Т. XXXVIII, 1982), «Материальная и духовная культура народов Сибири» (Т. XLIIЮ 1988), «Женщина и вещественный мир культуры у народов Европы и России» (Т. XLVII, 1999) и т.д.

При этом сложилась традиция, что все статьи, авторами которых являются сотрудники МАЭ, а в редких исключениях, сотрудники других научных или музейных центров, посвящены так или иначе истории Кунсткамеры – МАЭ, коллекциям музея, собирателям коллекций, изучению архивных документов МАЭ.

Тематику Сборников МАЭ и статей в них можно разбить на несколько групп:

а). комплексное описание коллекций по тому или иному народу, группам народов, стране (напр., монгольские, тлинкитские, океанийские коллекции);

б). описание коллекций тех или иных выдающихся собирателей (напр., И.Г. Вознесенского, Дж. Кука, В.В. Юнкера, Н.Л. Гондатти и др.);

в). описание коллекций по тем или иным аспектам традиционной духовной или материальной культуры (напр., рыболовство в Индонезии, тапа народов Океании, керамика пуэбло и т.п.);

г). описание отдельных «шедевров» коллекций (напр., костюм китайского генерала, фрагмент дворца из г. Насик а Индии, алеутские головные уборы и т.п.);

д). каталоги коллекций по регионам и народам.

В соответствии с этим составителями и ответственными редакторами отдельных томов становились специалисты в области этнографии данного региона.

Сложилась и практика очередности подготовки к изданию и издания «региональных» и «тематических» Сборников МАЭ. Научные отделы МАЭ должны были, соблюдая некую очередность, подавать перспективные заявки на 3-5 лет вперед, из которых формировался «портфель» издания.

К настоящему времени с 1900 по 2019 г. опубликовано 66 томов Сборника МАЭ (в 87 выпусках). Это бесценный материал по истории нашего музея, его коллекций и собирателей.