К. С. Васильцов «Пряный Восток» в объективе А. В. Севрюгина

  «ПРЯНЫЙ ВОСТОК» В ОБЪЕКТИВЕ А. В. СЕВРЮГИНА»

 

Константин Сергеевич Васильцов

канд. ист. наук, н.с., отдел этнографии Центральной Азии, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург);
E-mail: vasiltsovk@mail.ru

 

ДЛЯ ССЫЛОК: К. С. Васильцов «Пряный Восток» в объективе А. В. Севрюгина // Иллюстративные коллекции Кунсткамеры Вып. 2. Сборник МАЭ, Том. LXVI. СПб: МАЭ РАН. 2019. С. 7–34.

УДК 77:94(55)

DOI 10.31250/0131-3703-2019-66-7-34

 

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются вопросы, связанные с историей «восточной фотографии», представленной в творчестве А. В. Севрюгина. Подданный Российской империи, он родился в Тегеране и бóльшую часть своей жизни провел в Иране. А. В. Севрюгин оставил после себя богатейшее творческое наследие. Значительная часть его альбомов находится в Тегеране во дворце «Голестан», в различных музеях и частных собраниях Европы и США. В МАЭ РАН хранятся четыре коллекции фотоснимков А. В. Севрюгина. Художественный образ Востока, зафиксированный на его фотографиях середины XIX — начала XX в., с точки зрения эстетики и по внутреннему содержанию является результатом сложного взаимодействия европейского ориентального стиля и персидской классической художественной традиции. В этом смысле его творчество во многом определило пути дальнейшего развития художественной фотографии в Иране. Кроме того, А. В. Севрюгину принадлежит множество работ «этнографического жанра», бытовые зарисовки уличной жизни иранцев и Ирана того времени, что делает их важным источником для разного рода региональных, культурологических, исторических и антропологических исследований.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: А. В. Севрюгин, Иран, гарем, дервиши, фотография, ориентализм.

 

К содержанию Сборника МАЭ