О. Н. Меренкова. Иллюстративные коллекции А. М. и Л. А. Мерварт начала ХХ в. Роль фотоотпечатков в эпоху цифровизации

 ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ А. М. и Л. А. МЕРВАРТ НАЧАЛА ХХ в. РОЛЬ ФОТООТПЕЧАТКОВ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ

 

Ольга Николаевна Меренкова

канд. ист. наук, м.н.с., отдел этнографии Южной и Юго-Западной Азии, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург);
E-mail: onyx@kunstkamera.ru

 

ДЛЯ ССЫЛОК: Меренкова О.Н. Иллюстративные коллекции А. М. и Л. А. Мерварт начала XX в. Роль фотоотпечатков в эпоху цифровизации // Иллюстративные коллекции Кунсткамеры Вып. 2. Сборник МАЭ, Том. LXVI. СПб: МАЭ РАН. 2019. С. 220–232.

УДК 069.5

DOI 10.31250/0131-3703-2019-66-220-232

URL

 

АННОТАЦИЯ. История формирования индийского иллюстративного фонда Музея антропологии и этнографии восходит к началу ХХ в. В нем содержатся негативы и фотоотпечатки, открытки и рисунки, альбомы с фотографиями и другие изобразительные материалы, характеризующие различные аспекты традиционно-бытовой культуры народов Индии и Цейлона (Шри Ланки). Каждая из коллекций имеет уникальную историю. Значительная часть снимков была сделана знаменитыми исследователями-индологами А. М. Мерварт и Л. А. Мерварт во время научной экспедиции 1914–1918 гг., а также другими учеными и путешественниками, побывавшими в Индии в то время. Эти коллекции имеют несомненное научное значение, поскольку могут выступать в качестве информативного источника по этнической культуре Индии начала ХХ в. Проводя фотосъемку во время пребывания в различных областях Индии и на Цейлоне, А. М. и Л. А. Мерварт пытались запечатлеть различные явления, сохранить память о людях, предметах, местах, событиях, которые в тот момент представляли для них значимость. Особое внимание в статье уделено проблеме актуальности этнографического контента на фотографиях начала ХХ в. Чтобы эти материалы могли рассматриваться в качестве этнографического источника, иногда требуется провести дополнительное исследование — восстановить данные о фотографиях, которые не были указаны в первичных описях, как, например, время и место съемки, авторство или детальное описание. На материале иллюстративных коллекций А. М. и Л. А. Мерварт, хранящихся в фотоиллюстративном фонде МАЭ, предлагается рассмотреть следующие вопросы: насколько информативными для научных исследований могут быть старые снимки, что делает их особенными и почему так важно сохранение изображений, хранящихся на бумажных носителях, а также пленках и стекле, в эпоху развития цифровых технологий.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера), иллюстративные коллекции, фотографии, Индия, экспедиция, А. М. Мерварт, Л. А. Мерварт

 

К содержанию Сборника МАЭ