Л. С. Гущян, И. Татчарян. Образы Ирана в фотографиях А. В. Севрюгина из фотоколлекций МАЭ РАН

 ОБРАЗЫ ИРАНА В ФОТОГРАФИЯХ А. В. СЕВРЮГИНА ИЗ ФОТОКОЛЛЕКЦИЙ МАЭ РАН

 

Лусинэ Степановна Гущян

канд. культ. наук, с.н.с., отдел этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана, Российский этнографический музей (Россия, Санкт-Петербург);
E-mail: medievist@yahoo.com

Иветт Татчарян

канд. иск. наук, преподаватель, Ереванский государственный университет (Армения, Ереван);
E-mail: yvettetaj@yahoo.com

 

ДЛЯ ССЫЛОК: Гущан Л.С., Татчарян И. Образы Ирана в фотографиях А. В. Севрюгина из фотоколлекций МАЭ РАН // Иллюстративные коллекции Кунсткамеры Вып. 2. Сборник МАЭ, Том. LXVI. СПб: МАЭ РАН. 2019. С. 35–50.

УДК 77:94(55)

DOI 10.31250/0131-3703-2019-66-35-50

 

АННОТАЦИЯ. В собрании Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры) РАН представлено более тысячи предметов и фотографий, относящихся к традиционной культуре народов, населяющих Иран. Среди них — коллекции фотографий, автором которых является Антон Севрюгин. Благодаря этому фотографу европейская публика познакомилась с различными сторонами жизни населения Ирана конца XIX — начала XX в. В этот период происходит расширение сфер деятельности профессиональных фотографов, открывших новые ракурсы для фотосъемок, среди которых особое место занимали темы и образы, связанные с жизнью и культурой народов Востока. В статье предпринимается попытка разделить фотографии А. Севрюгина, хранящиеся в МАЭ, на тематические блоки и выявить темы, привлекшие внимание как частных коллекционеров, так и сотрудников музея, включавших данный материал в фонды. В иллюстративном собрании Кунсткамеры представлен внушительный ряд портретов дервишей, что подчеркивает интерес европейских исследователей к данному культурно-религиозному явлению. Образ дервиша — мистика-мудреца, ранее известный в основном по литературным произведениям, — благодаря фотографии обрел более реалистичные, живые черты. В целом в фондах Кунсткамеры представлено сравнительно большое число снимков, изображающих жителей Ирана разного социального статуса — от представителей элит до маргинальных групп (танцоров, музыкантов, нищих). Особое место в собрании занимают женские образы. Следовательно, для коллекционеров и музея было весьма важно зафиксировать эту сторону жизни страны, как, впрочем, и этноконфессиональное разнообразие современного им Ирана.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коллекции, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера), ориентальная фотография, Иран, Антон Севрюгин

 

К содержанию Сборника МАЭ