А. К. Салмин. Чувашская волынка шăпăр (по материалам иллюстративных фондов МАЭ РАН)

 ЧУВАШСКАЯ ВОЛЫНКА ШĂПĂР (ПО МАТЕРИАЛАМ ИЛЛЮСТРАТИВНЫХ ФОНДОВ МАЭ РАН)

 

Антон Кириллович Салмин

д-р ист. наук, в.н.с., отдел этнографии восточных славян и народов Европейской России, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Россия, Санкт-Петербург);
E-mail: antsalmin@mail.ru

 

ДЛЯ ССЫЛОК: Салмин А.К. Чувашская волынка шăпăр (по материалам иллюстративных фондов МАЭ РАН) // Иллюстративные коллекции Кунсткамеры Вып. 2. Сборник МАЭ, Том. LXVI. СПб: МАЭ РАН. 2019. С. 272–279.

УДК 39:77(681.81)

DOI 10.31250/0131-3703-2019-66-272-279

URL

 

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена редкой фотографии, хранящейся в коллекциях МАЭ РАН. Речь идет о снимке с изображением волынщика (МАЭ И-1816-56), сделанном в студии Чувашского радио в 1934 г. В фондах МАЭ РАН также хранятся несколько предметов, имеющих отношении к волынке, в том числе мелодическая трубка с отверстиями, вставленная в деревянное ложе (МАЭ № 3972-29), а также сама волынка в комплекте (МАЭ № 2351-17авс). Эта фотография и два предмета являются редкими образцами традиционной музыкальной культуры чувашского народа. Упоминания об игре на чувашской волынке зафиксированы еще в XVIII в. В статье проводится сравнение чувашской волынки с волынками других на- родов (татар, марийцев, немцев, евреев, киргизов, арабов). Диапазон волынки — не более двух октав, ладовый строй пентатонный, не более 5–7 звуков. Мелодия, издаваемая волынкой, у чувашей часто чередовалась с игрой на скрипке и барабане. Волынку можно было услышать на массовых праздниках, на которых наряду с волынщиками могли играть и гусляры. Традиционные похоронно-поминальные обряды, а также свадьбы непременно сопровождались игрой на волынке.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: иллюстрации, образцы традиционных музыкальных инструментов, волынка, мелодическая трубка, деревянное ложе, фонды МАЭ РАН, чуваши

 

К содержанию Сборника МАЭ